;

ATA-Карнет, документ, часто называемый «Паспортом для товаров» , является международным таможенным документом, с использованием которого, возможно осуществить беспошлинный временный вывоз из своей страны (например из России) и ввоз на территорию иностранного государства целого ряда товаров на срок до одного года (для некоторых товаров на срок до 6-ти месяцев), например, для участия в выставке. 

 

По своей сути ATA-Карнет является одновременно унифицированной формой таможенной декларации на товар и подтверждением финансовых гарантий при осуществлении временного вывоза и ввоза товара. 

 

Однако, используя ATA-Карнет невозможно осуществить временный ввоз, например, на территорию США, таких товаров, как автомобили или их прототипы, скажем для проведения исследований, тестов и так далее. В отношении таких товаров проводится таможенное оформление по общему правилу, как временный ввоз,  с привлечением таможенного брокера, оформлением деклараций на ввоз и выпуском финансовых гарантий (Single или Continuous Bond). 

   

Согласно условий конвенции об использовании ATA-Карнет, лицо, приобретающее этот документ для целей беспошлинного временного перемещения товаров за пределы своей страны (назовем его - Импортер) и его ввоза на территорию иностранного государства, подписывает с организацией-провайдером этой услуги соответствующий контракт, на основании которого такая организация гарантирует таможенным органам уплату за Импортера всех таможенных пошлин, сборов и налогов, которые могут быть ими затребованы, в случае невыполнении Импортером требований о своевременном и полном вывозе с территории иностранного государства и возврате, например, в Россию ранее (временно) вывезенного товара. 

 

Как признают многие участники внешнеторговой деятельности, использование ATA-Карнет которая заменяет собой гарантийный депозит (бонд) и таможенную декларацию, требуемые каждым таможенным органом, очень удобно и экономит время и средства. 

 

Приведу лишь малый пример того, как помогает ATA-Карнет (ниже): 

Иностранный производитель «А», пожелавший открыть для себя новый канал сбыта продукции в Германии, привез с собой для целей выставки и проведения презентаций некоторое количество образцов оборудования и раздаточный материал. Все привезенное им оборудование и раздаточный материал уместилось в несколько коробок, которые были загружены в самолет в стране его вылета и доставлены в немецкий аэропорт. По прилету, представитель иностранного производителя получил свои коробки и попытался выйти с ними с территории аэропорта, однако был остановлен сотрудниками местной таможни. Сотрудники таможни осмотрели коробки, выслушали цели визита представителя иностранного производителя в Германию, и предложили произвести таможенное оформление прибывших товаров, с уплатой всех таможенных сборов, налогов и пошлин, в соответствии с законодательством Германии (ЕС). Однако, иностранный производитель не имел в планах продавать или оставлять привезенные с собой образцы оборудования, о чем он и заявил на таможне. Сотрудники таможенных органов внимательно выслушали представителя иностранного производителя и предложили ему, в этом случае, оформить временный ввоз товаров в страну. С этого момента, для представителя иностранного производителя и начались сложности, поскольку для оформления временного ввоза ему требовалось нанять таможенного брокера (находящегося за пределами аэропорта), для подготовки соответствующих деклараций на ввоз и последующий вывоз оборудования, подписать договор с организацией-гарантом (находящейся за территорией аэропорта) о гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов (так называемый «однократный бонд»), депонировать средства на счете организации - гаранта в национальной валюте. Поскольку представитель иностранного производителя не имел достаточного количества наличных денежных средств в национальной валюте Германии (ЕС) для их депонирования, ему было также предложено проехать в банк для получения и обмена денежных средств. 

Финал этой истории достаточно прозаичный. Представитель иностранного производителя, в силу отсутствия у него времени и желания производить такое «мучительное» оформление временного ввоза, оставил привезенное оборудование на территории аэропорта под таможенным режимом, оформив его хранение на таможенном складе и присутствовал в дальнейшем на презентациях без оборудования и раздаточных материалов, объясняя все потенциальным клиентам буквально «на пальцах».

 

Как в вышеупоминаемой истории могла бы помочь ATA-Карнет?

Аббревиатура ATA представляет собой сочетание французских и английских терминов «Временный прием». ATA-Карнет позволяет деловым путешественникам использовать один единственный документ для прохождения таможенных процедур в отношении определенных категорий товаров, при их прибытии в разные страны, без внесения таможенных пошлин и налогов.

 

ATA-Карнет исключает необходимость покупки временных финансовых гарантий (бондов), требующихся при формальном ввозе и оформлении импортируемых товаров. До тех пор, пока условия о ре-экспорте соответствующих товаров в установленные сроки исполняются лицом, ввозившем ранее такие товары на территорию иностранного государства, пошлины, сборы и налоги с него не взимаются. 

В качестве основных преимуществ использования ATA-Карнет я бы назвал:

  • упрощенное таможенное оформление товаров в экспортирующих и импортирующих странах, без необходимости найма таможенного брокера, путем замены таможенных документов, которые обычно требуются таможенными органами на ATA-Карнет; 
  • обеспечение гарантии уплаты лицом, осуществляющим временный ввоз, таможенной пошлины, сборов и налогов в отношении ввозимых товаров, без необходимости заключения контракта с организацией-гарантом и депонированием средств в иностранном государстве; 
  • возможность использования одного документа ATA-Карнет в течение всего срока его действия (один год) в разных странах (подписавших конвенцию по ATA-Карнет), для осуществления однократной, многократной или транзитной поездок;
  • возможность преодолеть языковые барьеры и обеспечить отсутствие необходимости заполнять незнакомые таможенные формы; 

Состав документа ATA-Карнет

ATA-Карнет представляет из себя некий аналог книжки, внутри которой находятся корешки и ваучеры для каждой страны, которую планируется посетить и осуществить ввоз в нее товаров или пройти такую страну транзитом. 

Ваучеры служат квитанциями для въезда и ре-экспорта товаров из зарубежных стран и хранятся у иностранных таможенных служащих. На корешки ATA-Карнет таможенными органами ставится печать, свидетельствующая о прохождении соответствующей таможенной процедуры при перемещении товаров.

 

Товары, на которые распространяется ATA-Карнет

ATA-Карнет позволяет осуществить ввоз, на временной основе, в различные страны следующих товаров: компьютеры, инструменты для ремонта, фото- и киноаппаратура, музыкальные инструменты, промышленное оборудование, транспортные средства, ювелирные изделия, одежду для показов, медицинские приборы,  произведения искусства, доисторические реликвии, балетные костюмы и звуковое оборудование для концертов  и т.д.

 

Однако следует учитывать, что не все страны ратифицировавшие конвенцию об ATA-Карнет позволяют ввезти к себе, пусть даже и на временной основе, весь установленный конвенцией список товаров. При подготовке к поездке необходимо изучит требования каждой конкретной страны к ввозимым товарам.

 

Кто в России осуществляет выдачу ATA-Карнет

Согласно условий подписанной конвенции, уполномоченной организацией, осуществляющей выдачу ATA-Карнет на территории России, является Торгово-промышленная палата Российской Федерации (г. Москва). 

ATA-Карнет выдается на возмездной основе. Стоимость приобретения ATA-Карнет рассчитывается индивидуально в каждом конкретном случае, в зависимости от вида товара, который планируется перемещать, сроков такого перемещения и продолжительности действия ATA-Карнет

 

Как указывалось выше, срок действия ATA-Карнет устанавливается равным одному году,  в течение которого вывезенный товар может находится на территории иностранного государства. В некоторых случаях срок действия ATA-Карнет может быть продлен на основании поданного в ТПП РФ заявления, уплаты соответствующего платежа и получения согласия таможенного органа страны, на территории которой находится товар. Максимальный срок для пролонгации не может составлять более, чем три года.

 

В случае, если лицо, раннее вывозившее товар на территорию иностранного государства решит его продать, пока такой товар находится под таможенным режимом временного ввоза, осуществить это будет возможно. Однако для этого потребуется получение согласия от всех заинтересованных сторон, в том числе, таможенных органов двух стран и организации-эмитента ATA-Карнет. Также, возможно, потребуется уплата дополнительного сбора в стране, в которой уже находится товар, в связи с изменением таможенного режима без его предварительного заявления (при ввозе в страну).

 

Подробнее о ATA-Карнет можно узнать:

На сайте ТПП РФ, перейдя по ссылке:

 https://tpprf.ru/ru/exhibition_activity/legal_acts/foreign_regulations/karnet/

 

Статью подготовил:

Управляющий Партнер 

Денис Глебов

16.10.19     

Использование АТА-Карнет: Что нужно знать при временном вывозе товаров за рубеж?

Дата:

Тэги:

gallery/02b5a6db720f50e6d7da1212772cbfa2

Консультация по вэд

Свяжитесь с нами сегодня для планирования бесплатной консультантации. Задайте ваши вопросы и узнайте мнение экспертов.

#Правила #АТА-Карнет #Внешняя_торговля 

16.10.2019

Консультанты нашей компании имеют значительный опыт работы по вопросам организации экспорта товаров из России в страны Северной Америки.

 

Мы готовы оказать услуги по поиску бизнес-партнеров, проведению расчетов эффективности экспортной поставки, подготовке документов и процедур к экспорту товаров на зарубежные рынки.

 

gallery/russianexportsite

 russianexportsite.ru

Интернет площадка для продажи несырьевых товаров российских экспортеров за рубеж